|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поиск по сайту |
№ 1010 от 14.11.2011г.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИКОЛАЕВСКИЙ РАЙОН» П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
р.п. Николаевка
14 ноября 2011 года №1010 Об утверждении районной целевой долгосрочной программы «Развитие и модернизация образования муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области на 2012-2015 годы В целях создания безопасных и комфортных условий обучения в образовательных учреждениях муниципального образования «Николаевский район и сохранения здоровья обучающихся и воспитанников постановляет: 1.Утвердить районную целевую программу «Развитие и модернизация образования муниципального образования «Николаевский район Ульяновской области» на 2012-2015 годы согласно приложению. 2.Настоящее постановление вступает в силу со дня опубликования. 3.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации муниципального образования «Николаевский район» по социальным вопросам Н.Е.Осипову. Глава Администрации муниципального образования «Николаевский район» В.Н.Афиногентов
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Администрации муниципального образования «Николаевский район» от 14 ноября 2011 года № 1010
Районная целевая долгосрочная программа
«Развитие и модернизация образования муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области на 2012-2015 годы»
Паспорт Программы
Основные понятия и термины, используемые в РЦПРО.
РЦПРО – районная целевая программа развития образования на 2012-2015 годы. Муниципальное образование – муниципальный район. ПНПО – приоритетный национальный проект «Образование». Базовая школа – общеобразовательное учреждение, расположенное в муниципальном образовании «Николаевский район» с высокой степенью охвата профильным обучением, в котором осуществляется обучение детей из разных сельских поселений. Компетентностный подход в образовании – обучение и воспитание обучающихся общеобразовательных учреждений на основе формирования у них базовых Компетентностей – совокупности личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социальной и личностно-значимой сфере. Системно-деятельностный подход в образовании – приобщение человека в процессе осуществления совместных целенаправленных действий к знаниям, ценностям, традициям, выработанным в ходе человеческой истории. В качестве психологического объекта образования выступают личностные смыслы и ценностные установки личности, порождаемые и трансформируемые в процессе совместной деятельности растущего человека со взрослыми и сверстниками. ФГОС – федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373.
1. Введение. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
До 2005 года ситуация в системе образования была парадоксальной: несмотря на то, что сеть образовательных учреждений в целом соответствовала потребностям района, она не могла реально обеспечить доступность образовательных услуг. Связано это в основном с двумя факторами: Физически и морально устаревшая материально-техническая база образовательных учреждений, вызванная отсутствием (в течение десятков лет) капитальных вложений в инфраструктуру отрасли. На протяжении 15 лет в школы не поставлялось необходимое учебно-наглядное оборудование, не было современных компьютеров и доступа к сети Интернет. Остро стояла проблема с перевозкой обучающихся из удалённых сельских поселений к месту учёбы из-за отсутствия транспортных средств. Низкая заработная плата, отсутствие дополнительных мер материального стимулирования и ряд других факторов привели к резкому снижению уровня профессионализма педагогических работников. Кроме того, ситуация усугублялась долгами перед педагогическими работниками за коммунальные льготы и за компенсацию за книгоиздательскую продукцию. Начиная с 2005 года, управление системой образования муниципального образования «Николаевский район» перешло из режима «латания дыр» в режим развития. Мощным импульсом для перехода в инновационный режим стал приоритетный национальный проект «Образование» (далее – ПНПО). Реализация данного проекта позволила начать модернизацию практически всех образовательных программ системы образования. Именно поэтому муниципальное образование «Николаевский район» активно включилась в реализацию данного проекта. С начала 2006 года, в рамках ПНПО, в региональную систему образования инвестировано порядка двух миллиардов рублей, в систему образования – 4 млн.руб. из муниципального бюджета. В течение 5 лет поддержку в рамках ПНПО получили 8 лучших педагогических работника района. Администрация муниципального образования «Николаевский район» вкладывает большие финансовые средства в опытного, творчески работающего педагогического работника: с 2006 года на гранты победителям конкурсов в рамках ПНПО район выделено из муниципального бюджета 300,0 тыс. рублей. Победителями конкурса инновационных образовательных учреждений являются 3 школы, которым выплачены гранты на сумму 1,0 млн. руб. из федерального бюджета. С 2012 года МО «Николаевский район» начинает участие в проекте по развитию дистанционного образования детей с ограниченными возможностями, который позволит детям с ограниченными возможностями, не имеющим показания в обучении в дистанционной форме, учиться с использованием информационных дистанционных технологий. 10 детей района с ограниченными возможностями будут обучаться дистанционно при образовательных учреждениях. Сумма объёма общего финансирования в рамках ПНПО, по направлению: развитие дистанционного образования детей-инвалидов в 2012 году составляет 1820,0 тыс. рублей на район. Результаты реализации ПНПО на территории муниципального образования «Николаевский район» с 2006 по 2011 год: с 2006 года закуплено 13 школьных автобуса, в 2009 - 7 новых комфортабельных автобусов, всего 341 обучающихся из 21 населённых пунктов имеют возможность обучаться в базовых, хорошо оснащённых общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории МО «Николаевский район»; общеобразовательными учреждениями, расположенные на территории МО «Николаевский район» получено 8 комплектов оборудования для школьных кабинетов, за счет средств федерального бюджета по результатам участия в конкурсном отборе инновационных школ; количество компьютеров в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории района с 2005 года увеличилось с 105 до 241 единиц; количество обучающихся на 1 компьютер снизилось более чем почти втрое с 32 до 12 человек; всем расположенным на территории района общеобразовательным учреждениям обеспечен доступ к сети Интернет; в расположенные на территории района общеобразовательные учреждения поставлены 9 новейших интерактивных комплекса; стабильно растёт качество знаний по итогам единого государственного экзамена. Тем не менее, в системе образования в МО «Николаевский район» (далее – система образования) накопился ряд не решённых проблем, возникших ещё в начале девяностых годов прошлого века. Материально-техническая база общеобразовательных учреждений требует постоянного обновления. Существующая система образования по своему содержанию устарела и не вполне соответствует потребностям современного общества. Очевидным является факт, что для обучения и воспитания ребёнка в новом рыночном обществе, развивающемся на основе конкуренции, необходимы новые стандарты обучения, новая система оценки качества знаний и инновационные педагогические работники. Для полноценного формирования высококлассных конкурентоспособных специалистов для всех отраслей экономики района необходима модернизированная система поиска и поддержки талантливых детей. На федеральном уровне эти проблемы решают Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и ФЦПРО, которые являются преемниками ПНПО с 2010 года. Аналогичную систему необходимо создать и в районе. Кроме того, главным условием получения субсидий из областного бюджета в рамках ОЦП является наличие в районе утверждённой программы развития образования, аналогичной по целям, задачам и целевым индикаторам областной. Эффективное развитие системы образования и повышение качества образования не могут быть обеспечены только в рамках основной деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований. Несмотря на позитивные перемены в системе образования района имеются ряд комплексных системных проблем, требующих решения: - создание в общеобразовательных учреждениях новой образовательной среды в соответствии с компетентностным, системно-деятельностным подходом; - совершенствование системы воспитания, дополнительного образования с целью создания условий для формирования новых образовательных результатов обучающихся; - перестройка системы подготовки и переподготовки педагогических работников в связи с переходом к уровневой системе высшего профессионального образования и внедрением федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС); - развитие муниципальной системы оценки качества образования в соответствии с введением ФГОС; - научное, научно-методическое, психологическое, информационное обеспечение и сопровождение системы образования в условиях реализации целевых программ развития образования. Решение вышеуказанных проблем системы образования требует концентрации управленческих, научных, кадровых, материальных и финансовых ресурсов и не представляется возможным без применения программно-целевого метода. При применении программно-целевого метода будут осуществляться: - исследование причин неэффективности расходов муниципального бюджета муниципального образования «Николаевский район» (далее – муниципальный бюджет) в отрасли образования; - информационная поддержка и ситуационный анализ рисков, возникающих при оптимизации сети общеобразовательных учреждений; - формирование единой системы обучения и воспитания, основанной на принципах открытости, доступности, личностного ориентирования, устойчивой потребности обучающегося в сохранении своего здоровья и здоровья окружающих; - обеспечение целевого расходования средств и достижения индикативных показателей развития системы образования. Процесс оптимизации сети общеобразовательных учреждений и повышения качества образования возможен при наличии единой информационно-управляющей системы, деятельность которой подкреплена наличием необходимых нормативных документов. Повышение эффективности процесса управления возможно также только на базе применения программных механизмов. В соответствии с Концепцией Стратегии социально-экономического развития Ульяновской области до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Ульяновской области от 07.10.2008 № 522-пр, основным приоритетом развития Ульяновской области является улучшение качества и доступности образовательных услуг для жителей Ульяновской области и повышение эффективности расходования бюджетных средств. С целью повышения качества и оптимизации бюджетных расходов на систему образования необходима дальнейшая реструктуризация сети общеобразовательных учреждений и развитие профильного обучения, в том числе по профилю, востребованному в районе, организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений профессионального образования.
2. Цели и задачи программы
В соответствии с РЦПРО главная цель Программы – создание условий и инновационных механизмов развития системы муниципального образования как основы формирования человеческого потенциала и социального обновления района. Задачи Программы: - создание условий в общеобразовательных учреждениях для обеспечения качественного проведения учебно-воспитательного процесса, отвечающих современным требованиям развития науки и образования; - создание равных возможностей для всех категорий детей, в том числе детей с ослабленным состоянием здоровья и детей с ограниченными возможностями здоровья в получении качественного образования; - создание условий для развития научно-технического творчества, обучающихся, включая новые формы образовательного процесса; - обеспечение общеобразовательных учреждений высококвалифи-цированными специалистами. - обеспечение качества и доступности образовательных услуг на всех уровнях образования для разных категорий обучающихся. - обновление содержания и структуры образования на основе вводимых стандартов общего образования. - создание материально-технической базы в общеобразовательных учреждениях, отвечающей современным требованиям. - развитие нравственных основ социализации личности на основе традиционных ценностей российского общества. - использование ресурсов дополнительного образования для расширения возможностей выбора индивидуальных образовательных траекторий и развития творческого потенциала личности. - создание механизмов координации и интеграции сетевого взаимодействия в работе с одаренными детьми и талантливой молодежью. - создание эффективных механизмов финансирования и ресурсного обеспечения образовательной сферы. - развитие механизма общественно-государственного управления образованием как фактора обеспечения качества образования, его открытости и инвестиционной привлекательности. - развитие системы психологического сопровождения образовательного процесса на всех уровнях образования и в различных типах учреждений. - формирование здоровьесберегающей образовательной среды, учитывающей адаптационные резервы школьников и обеспечивающей сохранение их психосоматического здоровья и духовно-нравственного развития. - внедрение механизмов оценки качества в систему стимулирующей части оплаты труда педагогов. Решение задач Программы обеспечивается путём проведения соответствующих мероприятий, указанных в Приложении № 1 к Программе.
3. Целевые индикаторы реализации Программы
Система мероприятий Программы взаимоувязана по срокам и этапам реализации программы и направлена на достижение конкретных целевых индикаторов Программы, указанных в разделе 2 Программы. Мероприятия сгруппированы по трём направлениям, указанным в разделе 2 Программы, и составлены с учётом мероприятий РЦПРО. Программа содержит следующие направления: «Совершенствование содержания и технологий образования»; «Создание условий развития системы образования»; «Реализация комплексных проектов образования». |
Новости
Ссылки |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|