|
||||||||||||||||||||||
Поиск по сайту |
№ 849 от 28.09.2011г.АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИКОЛАЕВСКИЙ РАЙОН» УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
р.п. НИКОЛАЕВКА 28 сентября 2011 года № 849
Об
утверждении комплексной целевой программы
В целях повышения качества жизни, степени социальной защищённости, активизации участия в жизни общества, социальной адаптации в современном обществе граждан пожилого возраста, постановляет: 1. Утвердить комплексную целевую программу «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в муниципальном образовании «Николаевский район» на 2012-2014 годы», согласно приложению. 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования. 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации муниципального образования «Николаевский район» по социальным вопросам Н.Е. Осипову.
Глава Администрации
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Администрации муниципального образования «Николаевский район» от 28 сентября 2011 года № 849
Паспорт комплексной целевой программы «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в муниципальном образовании «Николаевский район» на 2012-2014 годы (далее Программа)
1. Введение Современная демографическая ситуация в России характеризуется устойчивой тенденцией – динамичным увеличением доли лиц старше трудоспособного возраста, что способствует общемировому процессу старения населения. В России, как и в других странах, граждане пожилого возраста (по нормам законодательства – женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет) составляют особую социально-демографическую группу населения. В Ульяновской области в перспективе прогнозируется динамичное увеличение доли граждан пожилого возраста в составе населения. На территории Николаевского района проживают по состоянию на 2011год 9834 пенсионера (2010 г. – 9482 чел.) Из них: от 55 - 59 лет – 1038 чел. от 60-69 лет – 2283 чел. от 70 – 79 лет – 2640 чел. от 80 - 89 лет – 1076 чел. от 90-99 лет – 75 чел. от 100 лет и выше – 2 чел.
Изменения, связанные с процессами модернизации устройства общества, влияют на положение и социальное самочувствие граждан пожилого возраста, которым трудно адаптироваться в динамично меняющихся экономических и социально-культурных условиях, для этого им требуется гарантированная помощь со стороны государства, помощь, учитывающая значительную дифференциацию, сложность их проблем, многообразие потребностей и запросов. У пожилых людей уровень заболеваемости в 2 раза, а в старческом возрасте - в 6 раз выше в сравнении с уровнем заболеваемости лиц более молодых возрастов. До 60 процентов пенсионеров по старости нуждаются в медико-социальной помощи. Две трети пенсионеров оценивают состояние своего здоровья как не вполне удовлетворительное или неудовлетворительное. Нарушения здоровья пожилых людей не в полном объеме компенсируются социальными мерами. Анализ положения пожилых людей по наиболее общим социально-демографическим и экономическим характеристикам свидетельствует о наличии основных проблем пожилых граждан Николаевского района неудовлетворительное состояние здоровья, малообеспеченность, одиночество. Уровень и качество их жизни значительно ниже, чем у трудоспособной части населения. В Николаевском районе пенсионеры, живущие за чертой бедности 1 чел. (2010 – 3 чел.) Среди мер, способствующих усилению социальной защиты пожилых граждан России, можно отметить положения федеральных законов "О ветеранах", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, а также действие ряда региональных законов, в которых закреплены следующие меры социальной поддержки, обеспечивающие существенное повышение уровня жизни граждан пожилого возраста: компенсация из средств бюджета Ульяновской области, выплачиваемая дополнительно к субсидиям на оплату жилищно-коммунальных услуг и ограничивающая собственные расходы граждан пожилого возраста в пределах 10 процентов от их дохода;
введение звания «Ветеран труда Ульяновской области» с ежемесячной денежной выплатой в размере, установленном областным законодательством для ветеранов труда, а также ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов от регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг; дополнительная ежемесячная компенсация на оплату жилищно- коммунальных услуг ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов из средств бюджета Ульяновской области в размере 50 процентов оплаты за потребление жилищно-коммунальных услуг;
в соответствии с Законом Ульяновской области от 30.11.2004 № 088-ЗО «О государственной социальной помощи в Ульяновской области», а также по целевой программе «Забота» Николаевского района системно оказывается адресная помощь на ремонт жилья участникам и инвалидам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, вдовам участников и инвалидов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, производится частичная оплата расходов на газификацию жилья, оказывается помощь пострадавшим от пожаров, а также помощь при проведении дорогостоящего лечения. Одним из направлений социальной политики в районе является участие негосударственных организаций и бизнес-структур в социальной поддержке граждан пожилого возраста: привлекаются внебюджетные средства на организацию благотворительного горячего питания для малообеспеченных граждан пожилого возраста (в районе 1 чел.), проводится акция «Наполни социальный погребок» и др. Однако острота проблем пожилых людей, сохраняется и требует принципиальных решений и целенаправленных действий государственных органов по упрочению социальной защищенности граждан старших возрастных групп (пожилые, старые, долгожители). Решение такого рода задач возможно лишь в рамках районной целевой программы с применением комплексного подхода. В основу этой деятельности должны быть положены следующие основные принципы: · предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых людей; · содействие практической реализации прав и законных интересов пожилых граждан; · дифференциация подходов к разрешению проблем различных групп пожилых людей на основе учета факторов социального риска, влияющих на их положение; · адресность при предоставлении социальной поддержки с приоритетом содействия пожилым гражданам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни; · развитие взаимодействия между поколениями в семье и обществе; · содействие созданию и эффективному функционированию объединений пожилых людей для наилучшей интеграции граждан старшего поколения в процесс социального развития; · учет изменений в структуре населения в социальной политике и практике.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Нуждаемость граждан пожилого возраста в социальной помощи возрастает вследствие многих причин: · положение значительной части граждан пожилого возраста характеризуется неудовлетворительным состоянием здоровья, неустойчивым материальным положением, снижением конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте; · многие граждане пожилого возраста в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность, возможности для полноценного участия в общественной жизни у них ограничены; · снижается ответственность семьи за предоставление ухода и удовлетворение потребностей граждан пожилого возраста; · граждане пожилого возраста нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, что имеет негативные последствия не только для самих пенсионеров, но и для людей, их окружающих. В Николаевском районе социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам оказываются в одном отделении социальной помощи на дому. Ежегодно помощь получают более 150 чел., нуждающихся в социальной помощи. В то же время существует потребность в оказании социально-медицинских и санитарно-гигиенических услуг тяжело больным гражданам пожилого возраста на дому. В связи с этим становятся актуальными вопросы модернизации системы социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста. Необходимо введение новой услуги - услуги сиделки, развитие системы опеки и приёмной семьи для граждан пожилого возраста. Изменение структуры предоставления социальных услуг на дому позволит повысить качество жизни граждан пожилого возраста, продлить гражданам пожилого возраста пребывание в привычной социальной среде и оказывать им в надомных условиях доврачебную медицинскую помощь. В надомном уходе важен ещё один аспект. Необходимо мотивировать и обучать родственников граждан пожилого возраста приёмам ухода. Кроме того, целесообразно: · привлекать к участию в социальном уходе на дому на основе соглашений учреждения здравоохранения, центры занятости населения; · повышать профессиональный уровень и квалификацию работников, оказывающих услуги гражданам пожилого возраста по уходу на дому; · развивать гражданскую инициативу и добровольческое движение в системе ухода за гражданами пожилого возраста, широко привлекать к этой работе волонтёров, спонсоров и благотворителей. Положение граждан пожилого возраста нуждается в коренном улучшении на основе комплексного подхода к решению связанных с этим задач. Ещё одна проблема граждан пожилого возраста, требующая решения, – информационная и социальная изоляция, одиночество. Данная проблема вызвана ограниченной подвижностью граждан пожилого возраста, затруднённым доступом к сети Интернет, неумением работать с современными средствами коммуникации (компьютером), невозможностью получения необходимой информации (юридической, социальной, коммерческой, политической, энциклопедической и так далее). Для решения данной проблемы необходимо использование имеющихся компьютерных классов для обучения граждан пожилого возраста компьютерной грамотности. Решению задачи продления полноценной активной жизни, заполнению свободного времени, укреплению физического и психического здоровья граждан пожилого возраста способствует их участие в работе кружков, клубов, творческих мастерских. В МО «Николаевский район» более 300 граждан пожилого возраста охвачены кружковой работой.
3. Цели и задачи Программы · повышение эффективности механизмов нормативного регулирования в сфере защиты прав и интересов, охраны здоровья, посильной занятости и социального обеспечения пожилых людей, предоставления им разносторонней помощи и услуг в целях устранения и предупреждения любых форм их дискриминации; · обеспечение информированности граждан о положении пожилых людей и о мерах по улучшению подготовленности к жизнедеятельности при наступлении старости; · оптимизация действующей системы профилактики заболеваний, увеличение объемов и повышение качества оказания квалифицированной медицинской и медико-социальной помощи; · создание предпосылок для осуществления системы мер, направленных на формирование оптимальной среды жизнедеятельности пожилых людей; развитие социального обслуживания пожилых людей с учетом поддержания общественно нормального уровня доступности и достаточности помощи и услуг, внедрение экономически эффективных моделей социального обслуживания; · укрепление взаимодействия государственных, муниципальных и иных систем и служб, призванных способствовать решению социальных проблем старшего поколения; · улучшение подготовки специалистов, занятых предоставлением помощи и услуг гражданам старших возрастных групп. · расширение сети и совершенствование деятельности государственных учреждений социального обслуживания, предоставляющих гражданам пожилого возраста комплекс жизненно важных социально ориентированных услуг; · разработка новых форм социального обслуживания граждан пожилого возраста, внедрение инновационных моделей предоставления социальных услуг · повышение уровня социальной адаптации граждан пожилого возраста в современном обществе; · поддержание жизненной активности граждан пожилого возраста мерами реабилитационного и оздоровительного характера;
4. Целевые индикаторы реализации Программы - доля граждан пожилого возраста, охваченных социальными услугами составит 90 процентов от общего количества нуждающихся в социальных услугах; - рост количества граждан пожилого возраста, получающих услуги социального обслуживания на дому на платной основе составит 10 процентов от общего количества граждан пожилого возраста; - рост числа граждан пожилого возраста, охваченных услугами мобильных бригад для оказания социальных и социально-медицинских услуг гражданам пожилого возраста 95 процентов от общего количества одиноко проживающих и тяжелобольных граждан пожилого возраста; - доля граждан пожилого возраста, принявших участие в мероприятиях предназначенных для реализации социокультурных потребностей граждан пожилого возраста, составит 15 процентов от общего количества граждан пожилого возраста.
5. Сроки и этапы реализации Программы Реализация Программы запланирована на 2012-2014 годы. Программа осуществляется в три этапа: I этап – 2012 год; II этап – 2013 год; III этап – 2014 год. Первый этап (2012 год) включает выполнение первоочередных мероприятий в интересах граждан старшего поколения. Производится также уточнение перечня программных мероприятий и объемов финансирования на последующие годы. На втором этапе (2013 год) планируется внедрение инновационных методов социального обслуживания граждан пожилого возраста и технологий предоставления социальных услуг, предусматривается реализация основных мероприятий Программы. На третьем этапе (2014год) предполагается подготовить предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности, осуществляемой в интересах граждан пожилого возраста, на основе результатов, полученных в ходе реализации мероприятий Программы, в том числе в рамках пилотных проектов.
6. Объёмы и источники финансирования Программы Общий объём финансирования мероприятий Программы на 2012-2014 годы составляет 3470,2 тыс. рублей: за счет средств бюджета муниципального образования «Николаевский район» 2012 год – 1121,4 тыс. рублей, за счет средств бюджета муниципального образования «Николаевский район» – 1115,4 тыс. руб.; 2013 год – 1182,4 тыс. рублей, за счет средств бюджета муниципального образования «Николаевский район» – 1176,4 тыс. руб.; 2014 год – 1184,4 тыс. рублей, за счет средств бюджета муниципального образования «Николаевский район» – 1178,4 тыс. руб.;
7. Показатели социально-экономической эффективности, ожидаемые конечные результаты реализации Программы - улучшение социально-экономического положения и повышение качества жизни граждан пожилого возраста: - охват социальными услугами не менее 90 процентов граждан пожилого возраста из числа выявленных граждан пожилого возраста, нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании; - дальнейшее продвижение к более полному обеспечению конституционных гарантий и удовлетворению жизненноважных потребностей граждан старшего поколения; - улучшение положения граждан старшего поколения с учетом современной демографической и социально-экономической ситуации; - развитие социальной инфраструктуры, обеспечивающей предоставление помощи и услуг гражданам старшего поколения - обучение компьютерной грамотности граждан пожилого возраста из расчёта 10 процентов от общего количества граждан пожилого возраста; - повышение качества жизни граждан пожилого возраста; - обеспечение более широкого доступа граждан пожилого возраста к культурным ценностям, образовательным, просветительским, информационным, консультативным и развлекательным программам, современным информационным технологиям; - стимулирование и поддержка активной жизненной позиции граждан пожилого возраста в целях их интеграции в современное общество, улучшения семейных отношений, участия в общественных объединениях и посильной трудовой деятельности; - повышение качества социального обслуживания граждан пожилого возраста.
8. Организация управления и системы контроля исполнением Программы Реализация Программы осуществляется на основе договоров на оказание услуг, заключаемых головным исполнителем Программы с исполнителями программных мероприятий, отобранными на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством. Оперативное управление Программой осуществляет Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Николаевскому району. Ответственными за выполнение мероприятий Программы в установленные сроки являются исполнители Программы. Ежегодно при формировании бюджета на следующий год Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области уточняет основные показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и при необходимости вносит соответствующее предложение Главе Администрации муниципального образования «Николаевский район». |
Новости
Ссылки |
||||||||||||||||||||
|