Николаевский район Ульяновской области

Поиск по сайту

№ 849 от 28.09.2011г.

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИКОЛАЕВСКИЙ РАЙОН»

УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

р.п. НИКОЛАЕВКА

28 сентября 2011 года                                                                                    № 849


Об утверждении комплексной целевой программы
«Повышение качества жизни граждан пожилого возраста
и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
в муниципальном образовании «Николаевский район»
на 2012-2014 годы»

 

 

           В целях повышения  качества жизни, степени  социальной защищённости, активизации участия в жизни общества, социальной адаптации в современном обществе граждан пожилого возраста, постановляет:

1. Утвердить комплексную целевую программу «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в муниципальном  образовании «Николаевский район» на 2012-2014 годы», согласно приложению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы  Администрации  муниципального образования «Николаевский район» по социальным вопросам Н.Е. Осипову.

 

 

Глава Администрации
муниципального образования
«Николаевский район»                                                         В. Н. Афиногентов

 

 

 
 
 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Администрации
муниципального образования
«Николаевский район»
от 28 сентября 2011 года № 849

 

 

Паспорт комплексной целевой программы «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в муниципальном образовании «Николаевский район» на 2012-2014 годы 

(далее Программа)

Наименование Программы

- «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации,  в муниципальном образовании «Николаевский район» на 2012-2014 годы»

Основание  для разработки Программы

- положение значительной части граждан пожилого возраста характеризуется неудовлетворительным состоянием здоровья, неустойчивым материальным положением, снижением конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте;

- многие граждане пожилого возраста в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность, возможности для полноценного участия в общественной жизни у них ограничены;

- снижается ответственность семьи за предоставление ухода и удовлетворение потребностей граждан пожилого возраста;

- граждане пожилого возраста нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, что имеет негативные последствия не только для самих пенсионеров, но и для людей, их окружающих.

Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации»; Федеральный закон от 02.08.1995 № 122 – ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации»

Заказчик Программы

- Администрация муниципального образования «Николаевский район»

Основные исполнители Программы

- Управление Министерства Труда и социального развития (по согласованию), Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Николаевском районе (по согласованию), сектор по делам молодежи, физической культуре и спорту Администрации муниципального образования «Николаевский район», отдел по делам культуры и организации досуга населения Администрации муниципального образования «Николаевский район», Николаевское районное муниципальное аптечное предприятие № 53, Фонд социального страхования (по согласованию), Главы поселений (по согласованию), ЦЗН (по согласованию).

Цели и задачи Программы

- формирование организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни граждан пожилого возраста, повышению степени их социальной защищённости, активизации участия в жизни общества.

- повышение уровня социальной адаптации граждан пожилого возраста в современном обществе;

- поддержание жизненной активности граждан пожилого возраста мерами реабилитационного и оздоровительного характера;

- повышение эффективности механизмов нормативного регулирования в сфере защиты прав и интересов, охраны здоровья, посильной занятости и социального обеспечения пожилых людей, предоставления им разносторонней помощи и услуг в целях устранения и предупреждения любых форм их дискриминации;

- обеспечение информированности граждан о положении пожилых людей и о мерах по улучшению подготовленности к жизнедеятельности при наступлении старости;

- укрепление взаимодействия государственных, муниципальных и  иных систем и служб, призванных способствовать решению социальных проблем старшего поколения.

Целевые индикаторы реализации Программы

- доля граждан пожилого возраста, охваченных социальными услугами составит 90 процентов от общего количества нуждающихся в социальных услугах;

- рост количества граждан пожилого возраста, получающих услуги социального обслуживания на дому на платной основе составит 10 процентов от общего количества граждан пожилого возраста.

Сроки и этапы реализации Программы

 

2012-2014 годы

I – 2012 г.

II – 2013 г.

III – 2014 г.

Объёмы и источники финансирования Программы

 

- бюджет муниципального образования

Общий объём финансирования мероприятий

Программы на 2012-2014 годы составляет 3470,2 тыс. рублей

2012 год – 1115,4 тыс. рублей

2013 год – 1176,4 тыс. рублей

2014 год – 1178,4 тыс. рублей

 Показатели социально-экономической эффективности, ожидаемые конечные результаты реализации Программы.

 

- улучшение социально-экономического положения и повышение качества жизни граждан пожилого возраста:

- охват социальными услугами не менее 90 процентов граждан пожилого возраста из числа выявленных граждан пожилого возраста, нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании;

- дальнейшее продвижение к более полному обеспечению конституционных гарантий и удовлетворению жизненноважных потребностей граждан старшего поколения;

- улучшение положения граждан старшего поколения с учетом современной демографической и социально-экономической ситуации;

- развитие социальной инфраструктуры, обеспечивающей предоставление помощи  и  услуг гражданам старшего поколения

- обучение компьютерной грамотности граждан пожилого возраста из расчёта 10 процентов от общего количества граждан пожилого возраста.

Организация управления и система контроля за исполнением Программы

Глава администрация муниципального образования «Николаевский район»

 

 

1. Введение

        Современная демографическая ситуация в России характеризуется устойчивой тенденцией – динамичным увеличением доли лиц старше трудоспособного возраста, что способствует общемировому процессу старения населения. В России, как и в других странах, граждане пожилого возраста (по нормам законодательства – женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет) составляют особую социально-демографическую группу населения.

        В Ульяновской области в перспективе прогнозируется динамичное увеличение доли граждан пожилого возраста в составе населения. На территории Николаевского района проживают по состоянию на 2011год 9834 пенсионера (2010 г. – 9482 чел.)

Из них:

от 55 - 59 лет – 1038 чел.

от 60-69 лет – 2283 чел.

от 70 – 79 лет – 2640 чел.

от 80 - 89 лет – 1076 чел.

от 90-99 лет – 75 чел.

от 100 лет и выше – 2 чел.

 

        Изменения, связанные с процессами модернизации устройства общества, влияют на положение и социальное самочувствие граждан пожилого возраста, которым трудно адаптироваться в динамично меняющихся экономических и социально-культурных условиях, для этого им требуется гарантированная помощь со стороны государства, помощь, учитывающая значительную дифференциацию, сложность их проблем, многообразие потребностей и запросов.

       У пожилых людей уровень заболеваемости в 2 раза, а в старческом возрасте - в 6 раз выше в сравнении с уровнем заболеваемости лиц более молодых возрастов. До 60 процентов пенсионеров по старости нуждаются в медико-социальной помощи. Две трети пенсионеров оценивают состояние своего здоровья как не вполне удовлетворительное или неудовлетворительное. Нарушения здоровья пожилых людей не в полном объеме компенсируются социальными мерами. Анализ положения пожилых людей по наиболее общим социально-демографическим и экономическим характеристикам свидетельствует о наличии основных проблем пожилых граждан Николаевского района неудовлетворительное состояние здоровья, малообеспеченность, одиночество. Уровень и качество их жизни значительно ниже, чем у трудоспособной части населения. В Николаевском районе пенсионеры, живущие за чертой бедности 1 чел. (2010 – 3 чел.)

       Среди мер, способствующих усилению социальной защиты пожилых граждан России, можно отметить положения федеральных законов "О ветеранах", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, а также действие ряда региональных законов, в которых закреплены следующие меры социальной поддержки, обеспечивающие существенное повышение уровня жизни граждан пожилого возраста: компенсация из средств бюджета Ульяновской области, выплачиваемая дополнительно к субсидиям на оплату жилищно-коммунальных услуг и ограничивающая собственные расходы граждан пожилого возраста в пределах 10 процентов от их дохода;

 

введение звания «Ветеран труда Ульяновской области» с ежемесячной денежной выплатой в размере, установленном областным законодательством для ветеранов труда, а также ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов от регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг;

дополнительная ежемесячная компенсация на оплату жилищно- коммунальных услуг ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов из средств бюджета Ульяновской области в размере 50 процентов оплаты за потребление жилищно-коммунальных услуг;

 

в соответствии с Законом Ульяновской области от 30.11.2004 № 088-ЗО «О государственной социальной помощи в Ульяновской области», а также по целевой программе «Забота» Николаевского района системно оказывается адресная помощь на ремонт жилья участникам и инвалидам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, вдовам участников и инвалидов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, производится частичная оплата расходов на газификацию жилья, оказывается помощь пострадавшим от пожаров, а также помощь при проведении дорогостоящего лечения.

       Одним из направлений социальной политики в районе является участие негосударственных организаций и бизнес-структур в социальной поддержке граждан пожилого возраста: привлекаются внебюджетные средства на организацию благотворительного горячего питания для малообеспеченных граждан пожилого возраста (в районе 1 чел.), проводится акция «Наполни социальный погребок» и др.

       Однако острота проблем пожилых людей, сохраняется и требует принципиальных решений и целенаправленных действий государственных органов по упрочению социальной защищенности граждан старших возрастных групп (пожилые, старые, долгожители). Решение такого рода задач возможно лишь в рамках районной целевой программы с применением комплексного подхода.

        В основу этой деятельности должны быть положены следующие основные принципы:

·      предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых людей;

·      содействие практической реализации прав и законных интересов пожилых граждан; ·      дифференциация подходов к разрешению проблем различных групп пожилых людей на основе учета факторов социального риска, влияющих на их положение;

·      адресность при предоставлении социальной поддержки с приоритетом содействия пожилым гражданам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни;

·      развитие взаимодействия между поколениями в семье и обществе;

·      содействие созданию и эффективному функционированию объединений пожилых людей для наилучшей интеграции граждан старшего поколения в процесс социального развития;

·      учет изменений в структуре населения в социальной политике и практике.

 

2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Нуждаемость граждан пожилого возраста в социальной помощи возрастает вследствие многих причин:

·      положение значительной части граждан пожилого возраста характеризуется неудовлетворительным состоянием здоровья, неустойчивым материальным положением, снижением конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте; ·      многие граждане пожилого возраста в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность, возможности для полноценного участия в общественной жизни у них ограничены;

·      снижается ответственность семьи за предоставление ухода и удовлетворение потребностей граждан пожилого возраста;

·      граждане пожилого возраста нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, что имеет негативные последствия не только для самих пенсионеров, но и для людей, их окружающих.

       В Николаевском районе социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам оказываются в одном отделении социальной помощи на дому. Ежегодно помощь получают более 150 чел., нуждающихся в социальной помощи.

       В то же время существует потребность в оказании социально-медицинских и санитарно-гигиенических услуг тяжело больным гражданам пожилого возраста на дому. В связи с этим становятся актуальными вопросы модернизации системы социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста. Необходимо введение новой услуги - услуги сиделки, развитие системы опеки и приёмной семьи для граждан пожилого возраста.

       Изменение структуры предоставления социальных услуг на дому позволит повысить качество жизни граждан пожилого возраста, продлить гражданам пожилого возраста пребывание в привычной социальной среде и оказывать им в надомных условиях доврачебную медицинскую помощь.

В надомном уходе важен ещё один аспект. Необходимо мотивировать и обучать родственников граждан пожилого возраста приёмам ухода.

Кроме того, целесообразно:

·      привлекать к участию в социальном уходе на дому на основе соглашений учреждения здравоохранения, центры занятости населения;

·      повышать профессиональный уровень и квалификацию работников, оказывающих услуги гражданам пожилого возраста по уходу на дому;

·      развивать гражданскую инициативу и добровольческое движение в системе ухода за гражданами пожилого возраста, широко привлекать к этой работе волонтёров, спонсоров и благотворителей.

        Положение граждан пожилого возраста нуждается в коренном улучшении на основе комплексного подхода к решению связанных с этим задач.

        Ещё одна проблема граждан пожилого возраста, требующая решения, – информационная и социальная изоляция, одиночество. Данная проблема вызвана ограниченной подвижностью граждан пожилого возраста, затруднённым доступом к сети Интернет, неумением работать с современными средствами коммуникации (компьютером), невозможностью получения необходимой информации (юридической, социальной, коммерческой, политической, энциклопедической и так далее). Для решения данной проблемы необходимо использование имеющихся компьютерных классов для обучения граждан пожилого возраста компьютерной грамотности.

       Решению задачи продления полноценной активной жизни, заполнению свободного времени, укреплению физического и психического здоровья граждан пожилого возраста способствует их участие в работе кружков, клубов, творческих мастерских. В МО «Николаевский район» более 300 граждан пожилого возраста охвачены кружковой работой.

 

3. Цели и задачи Программы 

·   повышение эффективности механизмов нормативного регулирования в сфере защиты прав и интересов, охраны здоровья, посильной занятости и социального обеспечения пожилых людей, предоставления им разносторонней помощи и услуг в целях устранения и предупреждения любых форм их дискриминации;

·   обеспечение информированности граждан о положении пожилых людей и о мерах по улучшению подготовленности к жизнедеятельности при наступлении старости;

·   оптимизация действующей системы профилактики заболеваний, увеличение объемов и повышение качества оказания квалифицированной медицинской и медико-социальной помощи;

·   создание предпосылок для осуществления системы мер, направленных на формирование оптимальной среды жизнедеятельности пожилых людей; развитие социального обслуживания пожилых людей с учетом поддержания общественно нормального уровня доступности и достаточности помощи и услуг, внедрение экономически эффективных моделей социального обслуживания;

·   укрепление взаимодействия государственных, муниципальных и иных систем и служб, призванных способствовать решению социальных проблем старшего поколения;

·   улучшение подготовки специалистов, занятых предоставлением помощи и услуг гражданам старших возрастных групп.

·   расширение сети и совершенствование деятельности государственных учреждений социального обслуживания, предоставляющих гражданам пожилого возраста комплекс жизненно важных социально ориентированных услуг;

·   разработка новых форм социального обслуживания граждан пожилого возраста, внедрение инновационных моделей предоставления социальных услуг

·   повышение уровня социальной адаптации граждан пожилого возраста в современном обществе;

·   поддержание жизненной активности граждан пожилого возраста мерами реабилитационного и оздоровительного характера;

 

 

4. Целевые индикаторы реализации Программы

- доля граждан пожилого возраста, охваченных социальными услугами составит 90 процентов от общего количества нуждающихся в социальных услугах;

- рост количества граждан пожилого возраста, получающих услуги социального обслуживания на дому на платной основе составит 10 процентов от общего количества граждан пожилого возраста;

- рост числа граждан пожилого возраста, охваченных услугами мобильных бригад для оказания социальных и социально-медицинских услуг гражданам пожилого возраста 95 процентов от общего количества  одиноко проживающих и тяжелобольных граждан пожилого возраста;

- доля граждан пожилого возраста, принявших участие в мероприятиях предназначенных для реализации социокультурных потребностей граждан пожилого возраста, составит 15 процентов от общего количества граждан пожилого возраста.

 

 

5. Сроки и этапы реализации Программы

Реализация Программы запланирована на 2012-2014 годы.

Программа осуществляется в три этапа:

I этап – 2012 год;

II этап – 2013 год;

III этап – 2014 год.

        Первый этап (2012 год) включает выполнение первоочередных мероприятий в интересах граждан старшего поколения. Производится также уточнение перечня программных мероприятий и объемов финансирования на последующие годы.

        На втором этапе (2013 год) планируется внедрение инновационных методов социального обслуживания граждан пожилого возраста и технологий предоставления социальных услуг, предусматривается реализация основных мероприятий Программы.

        На третьем этапе (2014год) предполагается подготовить предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности, осуществляемой в интересах граждан пожилого возраста, на основе результатов, полученных в ходе реализации мероприятий Программы, в том числе в рамках пилотных проектов.

 

6. Объёмы и источники финансирования Программы

Общий объём финансирования мероприятий Программы на 2012-2014 годы составляет 3470,2 тыс. рублей: за счет средств бюджета муниципального образования «Николаевский район»

2012 год – 1121,4 тыс. рублей, за счет средств бюджета муниципального образования «Николаевский район» – 1115,4 тыс. руб.;

2013 год – 1182,4 тыс. рублей, за счет средств бюджета муниципального образования «Николаевский район» – 1176,4 тыс. руб.;

2014 год – 1184,4 тыс. рублей, за счет средств бюджета муниципального образования «Николаевский район» – 1178,4 тыс. руб.;       

 

 

7. Показатели социально-экономической эффективности, ожидаемые конечные результаты реализации Программы

- улучшение социально-экономического положения и повышение качества жизни граждан пожилого возраста:

- охват социальными услугами не менее 90 процентов граждан пожилого возраста из числа выявленных граждан пожилого возраста, нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании;

- дальнейшее продвижение к более полному обеспечению конституционных гарантий и удовлетворению жизненноважных потребностей граждан старшего поколения;

- улучшение положения граждан старшего поколения с учетом современной демографической и социально-экономической ситуации;

- развитие социальной инфраструктуры, обеспечивающей предоставление помощи и услуг гражданам старшего поколения - обучение компьютерной грамотности граждан пожилого возраста из расчёта 10 процентов от общего количества граждан пожилого возраста;

- повышение качества жизни граждан пожилого возраста;

- обеспечение более широкого доступа граждан пожилого возраста к культурным ценностям, образовательным, просветительским, информационным, консультативным и развлекательным программам, современным информационным технологиям;

- стимулирование и поддержка активной жизненной позиции граждан пожилого возраста в целях их интеграции в современное общество, улучшения семейных отношений, участия в общественных объединениях и посильной трудовой деятельности;

- повышение качества социального обслуживания граждан пожилого возраста.

 

8. Организация управления и системы контроля исполнением Программы

        Реализация Программы осуществляется на основе договоров на оказание услуг, заключаемых головным исполнителем Программы с исполнителями программных мероприятий, отобранными на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.

       Оперативное управление Программой осуществляет Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области по Николаевскому району.

       Ответственными за выполнение мероприятий Программы в установленные сроки являются исполнители Программы.

       Ежегодно при формировании бюджета на следующий год Управление Министерства труда и социального развития Ульяновской области уточняет основные показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы и при необходимости вносит соответствующее предложение Главе Администрации муниципального образования «Николаевский район».

    Новости

    Ссылки


    НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ РОССИИ

    ОБЪЯСНЯЕМ.РФ

    Работа (Вакансии) в Николаевском районе











    Статистика