В Российском
законодательстве понятие «конфликт интересов» впервые появилось в законах,
посвящённых сфере предпринимательской деятельности. Применительно к гражданской
службе термин «конфликт интересов» начал применяться гораздо позже.
Так, впервые о понятии «конфликт интересов»
упомянуто в Концепции реформирования системы государственной службы Российской
Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15.08.2001,
затем в Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской
службе Российской Федерации».
В настоящее время
понятие «конфликт интересов» закреплено в статье 10 Федерального закона от
25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон «О
противодействии коррупции»).
Так, конфликт
интересов это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или
косвенная) служащего влияет или может повлиять на надлежащее объективное и
беспристрастное исполнение им должностных обязанностей. При этом может
возникнуть противоречие между личными интересами государственного или
муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций,
общества или государства.
Личная
заинтересованность служащего это ситуация, которая влияет или может повлиять на
объективное исполнение им должностных обязанностей, а также возможность
получения служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в виде
денег, ценностей, имущества и имущественных прав для себя или членов своей семьи.
Личная заинтересованность может возникнуть и в тех случаях, когда выгоду от
принятого решения получают родственники служащего.
При исполнении
должностных обязанностей служащий может оказаться в различных ситуациях,
подпадающих под понятие «конфликт интересов», в связи с чем статьей 11
Федерального закона «О противодействии коррупции» на государственных и
муниципальных служащих возлагается обязанность об уведомлении работодателя о
возникшей ситуации.
Нарушение указанной
нормы влечет его увольнение в связи с утратой доверия.